Утильсбор 2025: новые ставки, повышение с 1 января и расчет стоимости.
Что такое утильсбор и зачем он вообще нужен? Этот вопрос часто возникает у тех, кто думает о покупке нового автомобиля или решает ввезти машину из другой страны. В 2025 году ситуация с утилизационным сбором немного изменилась, и, чтобы вы не запутались в этих нюансах, мы в FAVORIT MOTORS решили всё подробно объяснить. Какие изменения ждут автомобилистов, как это скажется на ценах, и что нужно знать, если вам предстоит заплатить утильсбор?
15 июля 2025 года Правительство РФ утвердило постановление №1065, вносящее корректировки в действующее постановление №1291 от 26 декабря 2013 года. Эти изменения напрямую касаются порядка уплаты и расчёта утилизационного сбора (утильсбора) при ввозе автомобилей и прицепов на территорию России.
Изменения существенно затрагивают:
Ожидается внедрение новой методики расчёта:
УС = УСед + (Рс – Сз) × 0,5
где:
Это изменение может особенно повлиять на автомобили с высокой рыночной стоимостью и небольшим пробегом.
Обновлены технические характеристики и классификация транспортных средств, особенно:
Эти уточнения касаются как расчёта ставки, так и применения коэффициентов.
Физические лица по-прежнему могут освободиться от уплаты утильсбора при соблюдении ряда условий. Однако с 1 августа 2025 года они дополнены и пересмотрены.
если покупка совершена до 31 октября 2023 года, а оформление завершено до 31 декабря 2023 года;
если автомобиль приобретён на аукционах Росимущества;
если ввоз осуществляется участником программы переселения соотечественников.
Ранее действовавшее условие, согласно которому автомобиль, произведённый в России и находившийся на регистрации в стране ЕАЭС не менее 12 месяцев, мог быть ввезён с освобождением от утильсбора, исключено.
Это значит:
Параметр |
До 1 августа 2025 года |
С 1 августа 2025 года |
Постановление |
№1291 от 26.12.2013 |
№1065 от 15.07.2025 (вносит изменения в №1291) |
Формула расчёта утильсбора |
УС = базовая ставка или фикс по категории |
УС = УСед + (Рс – Сз) × 0,5 |
Физлица при ввозе для личного пользования |
Освобождались при соблюдении нескольких условий |
Условия расширены, часть уточнена, часть отменена |
— Авто оформлено на лицо, оплатившее сбор |
Да |
Да |
— Регистрация на физлицо в течение 12 месяцев |
Да |
Да |
— Ввоз по единой ставке |
Да |
Да |
— Покупка до 31.10.2023 и оформление до 31.12.2023 |
Не было |
Добавлено |
— Приобретение через торги Росимущества |
Не было |
Добавлено |
— Ввоз по программе переселения соотечественников |
Да |
Да |
Схема «обратного ввоза» из ЕАЭС (российское авто, стоявшее на учёте за рубежом 12+ месяцев) |
Допускалась без утильсбора |
Запрещена. Освобождение отменено |
Коммерческий транспорт (фургоны, самосвалы и др.) |
Старые параметры категорий |
Пересмотрены весовые и технические характеристики |
На кого влияют изменения |
Преимущественно на компании и крупный бизнес |
Также на физических лиц и схемы с ввозом авто из ЕАЭС |
Дата вступления изменений в силу |
— |
1 августа 2025 года |
Нововведения направлены на борьбу с серыми схемами, при которых машины, собранные в России и вывезенные за границу, ввозились обратно с минимальной налоговой нагрузкой.
Теперь такой способ существенно теряет смысл — для всех возвращаемых авто применяется полная ставка утильсбора как для коммерческого ввоза.
Особенно это отразится на популярных моделях, ранее массово вывозившихся в ЕАЭС, таких как:
С 1 августа 2025 года.
Это касается всех новых поставок автомобилей на территорию РФ, а также пересматривает уже начатые процедуры оформления, если они не завершены до этой даты.
Как рассчитывается утильсбор в 2025 году? Этот вопрос стал крайне актуальным с учётом изменений в законодательстве. Всё основывается на простой формуле: базовая ставка умножается на коэффициент. Согласитесь, не так уж и сложно, правда?
Базовая ставка для легковых автомобилей в этом году составляет 20 тысяч рублей. Но для других транспортных средств, например, для грузовиков, эта сумма будет уже гораздо больше — 150 тысяч рублей. И дальше всё зависит от деталей: объём двигателя, возраст автомобиля и даже цель ввоза. Так, если вы ввозите машину для личных нужд, ставка будет ниже, чем если это автомобиль для перепродажи. И не забывайте: чем мощнее двигатель, тем выше этот коэффициент.
Теперь за машины с двигателем объёмом от 1 до 2 литров придётся заплатить 667 400 рублей. Если двигатель больше — от 2 до 3 литров, — сумма вырастает до 1 875 400 рублей. Электромобили и гибриды тоже попали под новые ставки: за новый электрокар теперь нужно заплатить 667 400 рублей, а за модель старше трёх лет — уже 1 174 000 рублей.
Но есть и относительно мягкие условия для тех, кто оформляет машину на себя и не собирается её продавать в течение года. В этом случае утилизационный сбор остаётся в пределах 3 400–5 200 рублей, что значительно выгоднее коммерческих ставок.
Одна из главных причин — поддержка отечественного автопрома. Чем выше утильсбор, тем менее выгодно ввозить импортные машины, а значит, больше шансов у российских и китайских производителей. Ещё одна причина — инфляция. Власти регулярно корректируют ставки, чтобы учесть рост цен и сохранить актуальные расходы на утилизацию автомобилей. По прогнозам, пересматривать утильсбор будут ежегодно вплоть до 2030 года.
Повышение утильсбора — это, к сожалению, неизбежный фактор, который всегда сказывается на стоимости автомобилей. Производители и дилеры, конечно, не могут просто так проигнорировать дополнительные расходы. В итоге, утильсбор оказывается включён в цену машины, а это значит, что покупатели вынуждены платить больше. Уже с октября 2024 года мы начали замечать, как растёт стоимость как российских, так и импортных автомобилей. И стоит учитывать, что к итоговой цене добавляются не только изменения в утильсборе, но и логистические расходы, которые могут составлять до 20% от всей суммы на доставку.
В результате, в среднем, автомобили подорожали на 10-20%. Да, это не шокирующий рост, но он вполне ощутим. А что самое интересное, повышение утильсбора касается только новых покупок. Те, кто уже успел стать владельцем автомобиля, могут не переживать — утильсбор платится лишь один раз.
Еще раз отметим, что повышение утильсбора не затрагивает владельцев уже купленных машин. Этот сбор платится только один раз — при ввозе или первой продаже автомобиля в России.
Что это значит для рынка? Во-первых, импортные автомобили станут ещё дороже, особенно если речь о крупных кроссоверах и премиальных моделях. Разница может измеряться не просто сотнями тысяч, а миллионами рублей. Во-вторых, ещё больше вырастет спрос на подержанные машины, что приведёт к их дефициту и росту цен даже на старые модели. В-третьих, продажи новых автомобилей могут просесть, а это приведёт к сокращению ассортимента у дилеров и дальнейшему повышению цен. Так что 2025 год явно не принесёт хороших новостей тем, кто собирался обновить автомобиль.
Коммерческие ставки действуют в том случае, если машину ввозят не для себя, а для перепродажи. Если автомобиль моложе трёх лет, то ставка утильсбора составляет 667 400 рублей, а к 2030 году она может достичь 1 172 400 рублей. Для машин старше трёх лет сбор уже сейчас составляет 1 174 000 рублей, а через несколько лет может перевалить за 2 миллиона.
Вот точная таблица:
Вы когда-нибудь задумывались, насколько сильно различаются ставки утилизационного сбора в разных странах? В Беларуси, с 10 февраля 2025 года, утильсбор стал почти таким же, как в России. Однако, есть ли действительно большая разница? На первый взгляд, сумма варьируется не так уж и сильно, но для некоторых категорий автомобилей различия все же заметны.
Например, если вы решите ввезти машину с двигателем до 1 литра и возрастом до трёх лет в Беларусь, вам предстоит заплатить 184,6 тысячи рублей, в то время как в России эта сумма составит 180,2 тысячи рублей. Разница не критичная, но она присутствует. Если же речь идет о более старых автомобилях, то сборы увеличиваются: для машин старше трёх лет в Беларуси он составит 471,2 тысячи рублей, а в России — 460 тысяч.
Что касается автомобилей с моторами от 1 до 2 литров, разница также есть. В Беларуси утильсбор для новых машин составит 683,7 тысячи рублей, а в России — 667,4 тысячи. Если же возраст автомобиля превышает три года, то сумма утилизации в Беларуси возрастает до 1,2 миллиона рублей, в то время как в России — до 1,174 миллиона. И чем больше двигатель, тем более заметно растёт стоимость утилизации. Например, для автомобилей с мотором 2–3 литра утильсбор в России составит 1,87 миллиона рублей, а в Беларуси — 1,92 миллиона.
Несмотря на основные сходства, есть важные моменты, которые отличают сборы двух стран. В Беларуси, как и в России, действует льготный утилизационный сбор для физических лиц, которые ввозят машину для личного пользования. Ставки на эти автомобили не изменялись, и они остаются на уровне 15,7 тысячи рублей для новых машин и 23,7 тысячи рублей для подержанных.
Но изменения есть, и они касаются не только физических лиц. С февраля 2025 года в Беларуси ставки для юридических лиц на некоторые категории автомобилей увеличились почти в два раза. Например, за новые электромобили теперь нужно заплатить в 2,1 раза больше — 1 148,86 рубля. Для физических лиц с автомобилями до трёх лет ставки остались прежними — 544,5 рубля. А вот для машин старше трёх лет утильсбор вырос с 816,7 до 1 089 BYN.
В 2025 году процесс оплаты утильсбора стал немного проще. Для начала нужно рассчитать сумму, которую предстоит заплатить. Это можно сделать вручную по специальной формуле или воспользоваться онлайн-калькулятором, который значительно упростит задачу. Если же расчёты вызывают сомнения, можно обратиться к специалисту для уточнений.
Далее — получить реквизиты в пункте таможенного оформления. Когда всё готово, остаётся внести оплату любым удобным способом: через банк, банкомат или электронные платежи. Главное — не забыть сохранить квитанцию, её придётся показать в таможне вместе с документами на машину.
Есть ли возможность не платить утилизационный сбор? Да, но только в редких случаях. Например, если машина принадлежит беженцам, переселенцам или участникам госпрограммы переселения. Также сбор не взимается с автомобилей, принадлежащих дипломатическим представительствам и международным организациям.
Освобождение действует и для редких ретро-авто, если им больше 30 лет и они сохранили оригинальное заводское состояние. А ещё утильсбор не касается машин, ввезённых в Россию временно, или тех, что находятся в свободной таможенной зоне Калининградской области и были выпущены менее трёх лет назад. Для всех остальных исключений, увы, нет — платить придётся.
Нет, действующее законодательство не предусматривает рассрочку. Оплату необходимо внести единовременно при пересечении границы или выпуске автомобиля. Это обязательный платеж, который нужно внести до того, как автомобиль получит право на эксплуатацию на территории страны.
Если утильсбор не был уплачен в установленный срок, автомобиль может не быть зарегистрирован или выпущен на территорию страны. Также возможны штрафы и дополнительные финансовые санкции. Поэтому важно своевременно позаботиться об этом платеже, чтобы избежать неприятных последствий.
Если вам кажется, что размер утильсбора рассчитан неправильно, или вы считаете, что сумма слишком велика, всегда можно подать жалобу в органы, занимающиеся сбором и контролем этих платежей. Для этого нужно предоставить все документы, которые подтверждают ваше мнение, и в некоторых случаях возможно перерасчет или пересмотр суммы.
Если у вас есть автомобиль, но вы ещё не уплатили утильсбор, вам необходимо сделать это до того, как автомобиль будет зарегистрирован. В противном случае могут возникнуть проблемы с регистрацией автомобиля, а также с его продажей или перепродажей.
Одно можем сказать точно — покупая машину в Народный Авто, вам не нужно будет переживать о дополнительных расходах на утильсбор. Мы уже всё учли, чтобы процесс был для вас максимально удобным и прозрачным. Все автомобили, которые представлены в нашем салоне, — с полным пакетом документов, и вам не нужно волноваться о скрытых платежах. Чтобы выбрать машину, которая идеально вам подойдёт, достаточно заглянуть на наш сайт и ознакомиться с полным ассортиментом.