Ставки таможенных пошлин

Утильсбор 2025: новые ставки, повышение с 1 января и расчет стоимости.

Что такое утильсбор и зачем он вообще нужен? Этот вопрос часто возникает у тех, кто думает о покупке нового автомобиля или решает ввезти машину из другой страны. В 2025 году ситуация с утилизационным сбором немного изменилась, и, чтобы вы не запутались в этих нюансах, мы в FAVORIT MOTORS решили всё подробно объяснить. Какие изменения ждут автомобилистов, как это скажется на ценах, и что нужно знать, если вам предстоит заплатить утильсбор?

С 1 августа 2025 года вступают в силу изменения в расчёте утилизационного сбора

Что произошло?

15 июля 2025 года Правительство РФ утвердило постановление №1065, вносящее корректировки в действующее постановление №1291 от 26 декабря 2013 года. Эти изменения напрямую касаются порядка уплаты и расчёта утилизационного сбора (утильсбора) при ввозе автомобилей и прицепов на территорию России.

Почему это важно?

Изменения существенно затрагивают:

  • физических лиц, ввозящих транспорт для личного пользования;
  • компании и ИП, занимающиеся импортом автомобилей;
  • органы, администрирующие утильсбор.

Новая формула расчёта утильсбора

Ожидается внедрение новой методики расчёта:

УС = УСед + (Рс – Сз) × 0,5

где:

  • УС — итоговая сумма утильсбора,
  • УСед — установленная базовая ставка,
  • Рс — рыночная цена автомобиля,
  • Сз — стоимость за рубежом (таможенная цена).

Это изменение может особенно повлиять на автомобили с высокой рыночной стоимостью и небольшим пробегом.

Ключевые изменения

1. Уточнение параметров для коммерческого транспорта

Обновлены технические характеристики и классификация транспортных средств, особенно:

  • самосвалы массой от 12 до 20 тонн,
  • грузовые фургоны и другие ТС категорий N и O.

Эти уточнения касаются как расчёта ставки, так и применения коэффициентов.

2. Пересмотр условий льготного ввоза для граждан

Физические лица по-прежнему могут освободиться от уплаты утильсбора при соблюдении ряда условий. Однако с 1 августа 2025 года они дополнены и пересмотрены.

Актуальные условия освобождения:
  • Автомобиль оформляется на того, кто его ввозит и уплачивает пошлину;
  • Машина должна быть зарегистрирована на физлицо в течение 12 месяцев с момента ввоза;
  • Используется единая ставка таможенных пошлин;
  • Допускается ввоз:

если покупка совершена до 31 октября 2023 года, а оформление завершено до 31 декабря 2023 года;

если автомобиль приобретён на аукционах Росимущества;

если ввоз осуществляется участником программы переселения соотечественников.

Что отменили?

Ранее действовавшее условие, согласно которому автомобиль, произведённый в России и находившийся на регистрации в стране ЕАЭС не менее 12 месяцев, мог быть ввезён с освобождением от утильсбора, исключено.

Это значит:

  • больше нельзя легально вернуть обратно на рынок РФ автомобили, собранные в Калининграде, Санкт-Петербурге и других регионах, которые ранее были вывезены и зарегистрированы, например, в Республике Беларусь или Казахстане;
  • схема с «обратным ввозом» моделей BMW, Volkswagen, KIA, Hyundai, ранее производившихся на территории РФ, теперь официально закрыта.

Сравнение условий до и после 1 августа 2025 года

 

Параметр

До 1 августа 2025 года

С 1 августа 2025 года

Постановление

№1291 от 26.12.2013

№1065 от 15.07.2025 (вносит изменения в №1291)

Формула расчёта утильсбора

УС = базовая ставка или фикс по категории

УС = УСед + (Рс – Сз) × 0,5

Физлица при ввозе для личного пользования

Освобождались при соблюдении нескольких условий

Условия расширены, часть уточнена, часть отменена

— Авто оформлено на лицо, оплатившее сбор

Да

Да

— Регистрация на физлицо в течение 12 месяцев

Да

Да

— Ввоз по единой ставке

Да

Да

— Покупка до 31.10.2023 и оформление до 31.12.2023

Не было

Добавлено

— Приобретение через торги Росимущества

Не было

Добавлено

— Ввоз по программе переселения соотечественников

Да

Да

Схема «обратного ввоза» из ЕАЭС (российское авто, стоявшее на учёте за рубежом 12+ месяцев)

Допускалась без утильсбора

Запрещена. Освобождение отменено

Коммерческий транспорт (фургоны, самосвалы и др.)

Старые параметры категорий

Пересмотрены весовые и технические характеристики

На кого влияют изменения

Преимущественно на компании и крупный бизнес

Также на физических лиц и схемы с ввозом авто из ЕАЭС

Дата вступления изменений в силу

1 августа 2025 года

 

 

Последствия для рынка

Нововведения направлены на борьбу с серыми схемами, при которых машины, собранные в России и вывезенные за границу, ввозились обратно с минимальной налоговой нагрузкой.

Теперь такой способ существенно теряет смысл — для всех возвращаемых авто применяется полная ставка утильсбора как для коммерческого ввоза.

Особенно это отразится на популярных моделях, ранее массово вывозившихся в ЕАЭС, таких как:

  • BMW X5 с Автотора,
  • Volkswagen Tiguan,
  • KIA Sportage и Cerato, ранее отправленные в РБ и РК.

Когда вступают в силу изменения?

С 1 августа 2025 года.
Это касается всех новых поставок автомобилей на территорию РФ, а также пересматривает уже начатые процедуры оформления, если они не завершены до этой даты.

https://favorit-motors.ru/upload/medialibrary/51b/51bc754f39639d357c77e6025855a2b0.jpg

Как рассчитывается утильсбор в 2025 году?

Формула расчета утильсбора 2025

Как рассчитывается утильсбор в 2025 году? Этот вопрос стал крайне актуальным с учётом изменений в законодательстве. Всё основывается на простой формуле: базовая ставка умножается на коэффициент. Согласитесь, не так уж и сложно, правда?

Базовая ставка для легковых автомобилей в этом году составляет 20 тысяч рублей. Но для других транспортных средств, например, для грузовиков, эта сумма будет уже гораздо больше — 150 тысяч рублей. И дальше всё зависит от деталей: объём двигателя, возраст автомобиля и даже цель ввоза. Так, если вы ввозите машину для личных нужд, ставка будет ниже, чем если это автомобиль для перепродажи. И не забывайте: чем мощнее двигатель, тем выше этот коэффициент.

Сравнение утильсбора 2024 и 2025: основные изменения

Теперь за машины с двигателем объёмом от 1 до 2 литров придётся заплатить 667 400 рублей. Если двигатель больше — от 2 до 3 литров, — сумма вырастает до 1 875 400 рублей. Электромобили и гибриды тоже попали под новые ставки: за новый электрокар теперь нужно заплатить 667 400 рублей, а за модель старше трёх лет — уже 1 174 000 рублей.

Но есть и относительно мягкие условия для тех, кто оформляет машину на себя и не собирается её продавать в течение года. В этом случае утилизационный сбор остаётся в пределах 3 400–5 200 рублей, что значительно выгоднее коммерческих ставок.

https://favorit-motors.ru/upload/medialibrary/909/9096cbf1c3eb4f0acf790fcac0023576.jpg

Повышение утильсбора в 2025 году: причины и последствия

Почему с 1 января 2025 года утильсбор снова повысился?

Одна из главных причин — поддержка отечественного автопрома. Чем выше утильсбор, тем менее выгодно ввозить импортные машины, а значит, больше шансов у российских и китайских производителей. Ещё одна причина — инфляция. Власти регулярно корректируют ставки, чтобы учесть рост цен и сохранить актуальные расходы на утилизацию автомобилей. По прогнозам, пересматривать утильсбор будут ежегодно вплоть до 2030 года.

Повышение утильсбора — это, к сожалению, неизбежный фактор, который всегда сказывается на стоимости автомобилей. Производители и дилеры, конечно, не могут просто так проигнорировать дополнительные расходы. В итоге, утильсбор оказывается включён в цену машины, а это значит, что покупатели вынуждены платить больше. Уже с октября 2024 года мы начали замечать, как растёт стоимость как российских, так и импортных автомобилей. И стоит учитывать, что к итоговой цене добавляются не только изменения в утильсборе, но и логистические расходы, которые могут составлять до 20% от всей суммы на доставку.

В результате, в среднем, автомобили подорожали на 10-20%. Да, это не шокирующий рост, но он вполне ощутим. А что самое интересное, повышение утильсбора касается только новых покупок. Те, кто уже успел стать владельцем автомобиля, могут не переживать — утильсбор платится лишь один раз.

Влияние утильсбора на цену автомобиля

Еще раз отметим, что повышение утильсбора не затрагивает владельцев уже купленных машин. Этот сбор платится только один раз — при ввозе или первой продаже автомобиля в России.

https://favorit-motors.ru/upload/medialibrary/a41/a413d14e157f2d0cdd02a04854fb6859.jpg

Как повышение утильсбора в 2025 году повлияет на рынок авто?

Что это значит для рынка? Во-первых, импортные автомобили станут ещё дороже, особенно если речь о крупных кроссоверах и премиальных моделях. Разница может измеряться не просто сотнями тысяч, а миллионами рублей. Во-вторых, ещё больше вырастет спрос на подержанные машины, что приведёт к их дефициту и росту цен даже на старые модели. В-третьих, продажи новых автомобилей могут просесть, а это приведёт к сокращению ассортимента у дилеров и дальнейшему повышению цен. Так что 2025 год явно не принесёт хороших новостей тем, кто собирался обновить автомобиль.

Коммерческий утильсбор 2025: кто заплатит больше?

Коммерческие ставки действуют в том случае, если машину ввозят не для себя, а для перепродажи. Если автомобиль моложе трёх лет, то ставка утильсбора составляет 667 400 рублей, а к 2030 году она может достичь 1 172 400 рублей. Для машин старше трёх лет сбор уже сейчас составляет 1 174 000 рублей, а через несколько лет может перевалить за 2 миллиона. 

Вот точная таблица:

  • электродвигатель или последовательный гибрид — 667 400 рублей;
  • до 1 литра — 180 200 рублей;
  • от 1 до 2 литров — 667 400 рублей;
  • от 2 до 3 литров — 1 875 400 рублей;
  • от 3 до 3,5 литра — 2 153 400 рублей;
  • более 3,5 литра — 2 742 200 рублей.

Утильсбор в 2025 году в разных странах

Утильсбор в Беларуси 2025: отличия от России

Вы когда-нибудь задумывались, насколько сильно различаются ставки утилизационного сбора в разных странах? В Беларуси, с 10 февраля 2025 года, утильсбор стал почти таким же, как в России. Однако, есть ли действительно большая разница? На первый взгляд, сумма варьируется не так уж и сильно, но для некоторых категорий автомобилей различия все же заметны.

Например, если вы решите ввезти машину с двигателем до 1 литра и возрастом до трёх лет в Беларусь, вам предстоит заплатить 184,6 тысячи рублей, в то время как в России эта сумма составит 180,2 тысячи рублей. Разница не критичная, но она присутствует. Если же речь идет о более старых автомобилях, то сборы увеличиваются: для машин старше трёх лет в Беларуси он составит 471,2 тысячи рублей, а в России — 460 тысяч.

Что касается автомобилей с моторами от 1 до 2 литров, разница также есть. В Беларуси утильсбор для новых машин составит 683,7 тысячи рублей, а в России — 667,4 тысячи. Если же возраст автомобиля превышает три года, то сумма утилизации в Беларуси возрастает до 1,2 миллиона рублей, в то время как в России — до 1,174 миллиона. И чем больше двигатель, тем более заметно растёт стоимость утилизации. Например, для автомобилей с мотором 2–3 литра утильсбор в России составит 1,87 миллиона рублей, а в Беларуси — 1,92 миллиона.

Сравнение утильсбора в России и Беларуси

Несмотря на основные сходства, есть важные моменты, которые отличают сборы двух стран. В Беларуси, как и в России, действует льготный утилизационный сбор для физических лиц, которые ввозят машину для личного пользования. Ставки на эти автомобили не изменялись, и они остаются на уровне 15,7 тысячи рублей для новых машин и 23,7 тысячи рублей для подержанных.

Но изменения есть, и они касаются не только физических лиц. С февраля 2025 года в Беларуси ставки для юридических лиц на некоторые категории автомобилей увеличились почти в два раза. Например, за новые электромобили теперь нужно заплатить в 2,1 раза больше — 1 148,86 рубля. Для физических лиц с автомобилями до трёх лет ставки остались прежними — 544,5 рубля. А вот для машин старше трёх лет утильсбор вырос с 816,7 до 1 089 BYN.

Как оплатить утильсбор в 2025 году?

Способы оплаты утильсбора 2025

В 2025 году процесс оплаты утильсбора стал немного проще. Для начала нужно рассчитать сумму, которую предстоит заплатить. Это можно сделать вручную по специальной формуле или воспользоваться онлайн-калькулятором, который значительно упростит задачу. Если же расчёты вызывают сомнения, можно обратиться к специалисту для уточнений.

Далее — получить реквизиты в пункте таможенного оформления. Когда всё готово, остаётся внести оплату любым удобным способом: через банк, банкомат или электронные платежи. Главное — не забыть сохранить квитанцию, её придётся показать в таможне вместе с документами на машину.

https://favorit-motors.ru/upload/medialibrary/f44/f44c1762f3513f2bad4368511d418d75.jpg

Можно ли избежать уплаты утильсбора?

Есть ли возможность не платить утилизационный сбор? Да, но только в редких случаях. Например, если машина принадлежит беженцам, переселенцам или участникам госпрограммы переселения. Также сбор не взимается с автомобилей, принадлежащих дипломатическим представительствам и международным организациям. 

Освобождение действует и для редких ретро-авто, если им больше 30 лет и они сохранили оригинальное заводское состояние. А ещё утильсбор не касается машин, ввезённых в Россию временно, или тех, что находятся в свободной таможенной зоне Калининградской области и были выпущены менее трёх лет назад. Для всех остальных исключений, увы, нет — платить придётся.

Самые частые вопросы об утильсборе

Можно ли оплатить утилизационный сбор в рассрочку?

Нет, действующее законодательство не предусматривает рассрочку. Оплату необходимо внести единовременно при пересечении границы или выпуске автомобиля. Это обязательный платеж, который нужно внести до того, как автомобиль получит право на эксплуатацию на территории страны.

Что происходит, если утильсбор не был уплачен вовремя?

Если утильсбор не был уплачен в установленный срок, автомобиль может не быть зарегистрирован или выпущен на территорию страны. Также возможны штрафы и дополнительные финансовые санкции. Поэтому важно своевременно позаботиться об этом платеже, чтобы избежать неприятных последствий.

Что делать, если я не согласен с размером утильсбора?

Если вам кажется, что размер утильсбора рассчитан неправильно, или вы считаете, что сумма слишком велика, всегда можно подать жалобу в органы, занимающиеся сбором и контролем этих платежей. Для этого нужно предоставить все документы, которые подтверждают ваше мнение, и в некоторых случаях возможно перерасчет или пересмотр суммы.

Если я купил машину, но ещё не заплатил утильсбор, что мне делать?

Если у вас есть автомобиль, но вы ещё не уплатили утильсбор, вам необходимо сделать это до того, как автомобиль будет зарегистрирован. В противном случае могут возникнуть проблемы с регистрацией автомобиля, а также с его продажей или перепродажей.

 

Одно можем сказать точно — покупая машину в Народный Авто, вам не нужно будет переживать о дополнительных расходах на утильсбор. Мы уже всё учли, чтобы процесс был для вас максимально удобным и прозрачным. Все автомобили, которые представлены в нашем салоне, — с полным пакетом документов, и вам не нужно волноваться о скрытых платежах. Чтобы выбрать машину, которая идеально вам подойдёт, достаточно заглянуть на наш сайт и ознакомиться с полным ассортиментом.

 

×

Обратный звонок

Даю своё согласие на обработку персональных данных в соответствии с Федеральным Законом №152-ФЗ от 27.07.2006 "О персональных данных"
×

Оставить заявку

Даю своё согласие на обработку персональных данных в соответствии с Федеральным Законом №152-ФЗ от 27.07.2006 "О персональных данных"
×

Оставить заявку

Даю своё согласие на обработку персональных данных в соответствии с Федеральным Законом №152-ФЗ от 27.07.2006 "О персональных данных"